Четверг, Сентябрь 21, 2017

Общественный контроль - работы непочатый край

Основная миссия Общественной палаты Российской Федерации заключается в том, чтобы содействовать выполнению поручений Президента в различных сферах деятельности. 

 В рамках подписанной Президентом РФ обновленной Стратегии национальной безопасности и Концепции обеспечения общественной безопасности особая роль отводится взаимодействию институтов гражданского общества с органами государственной власти и местного самоуправления. Организационные и экспертные возможности общественных организаций в этой связи очень важны. Именно они, определяя роль и место всех элементов и структур российского общества в обеспечении как национальной, так и общественной безопасности, являются значимым элементом в борьбе с вызовами и угрозами, стоящими перед страной, такими как терроризм, экстремизм, высокий уровень преступности, техногенные и иные катастрофы. И в этом смысле, безусловно, колоссальное значение имеет эффективное взаимодействие общественных организаций с органами власти. В этих целях необходимо использовать весь потенциал закона об основах общественного контроля, который постепенно укрепляет свои позиции по всей стране. Комиссия по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Общественной палаты Российской Федерации видит свою задачу в том, чтобы обобщать успешный опыт в сфере взаимодействия общественных организаций с органами исполнительной и законодательной власти, обобщать работу общественных советов при органах государственной власти как на федеральном, так и региональном уровне.

 

Активизация взаимодействия институтов гражданского общества с властью  в сфере обеспечения общественной безопасности является стратегической целью КС НСБ России, возглавляемого председателем Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по обороне и безопасности Виктором Озеровым. КС НСБ России объединяет более ста руководителей  некоммерческих организаций НСБ и лидеров отраслевых институтов гражданского общества, которые выражают готовность выстроить устойчивые и надежные партнёрские отношения с органами исполнительной и законодательной власти  и принимать активное участие в деятельности общественных советов при соответствующих министерствах и ведомствах. 

Анализ взаимодействия субъектов общественного контроля с различными департаментами, задействованными в обеспечении безопасности граждан (в том числе программах типа «Безопасный город»), показывает, что ведомства готовы к общественному мониторингу, общественной экспертизе и к проведению общественных проверок. Понимают их важность и полезность для успешного развития самих структур. 

– В рамках общественной экспертизы налажено рабочее взаимодействие с Департаментом оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития, где ведущие эксперты негосударственной сферы безопасности дают профессиональную оценку разрабатываемым законодательным инициативам, – напомнил заместитель КС НСБ России, председатель Общероссийского Профсоюза НСБ Дмитрий Галочкин.  

Говоря об открытости и публичности работы Министерств и ведомств, Дмитрий Галочкин рассказал об эффективной практике общественного заверения принимаемых нормативно-правовых актов. Он отметил, что данную инициативу поддержали такие ведомства, как Федеральная служба по регулированию алкогольного рынкаи Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).

 

О методах и способах, которые может предложить общество в сфере противодействия противоправным действиям, говорил член Президиума КС НСБ России Анатолий Голубев. Он подчеркнул, что первостепенную роль в системе противодействия возникновению коррупционных фактов и устранению причин и условий, порождающих и стимулирующих коррупцию, играют некоммерческие организации и СМИ.

Анатолий Голубев

На площадке Общественной палаты создан экспертный консультативный центр, призванный защищать интересы добросовестных производителей и участвовать в подготовке общественной экспертизы нормативно-правовой базы. При необходимости центр способен выступать с законодательными инициативами, вносить поправки в действующее законодательство. 

Сообщество НСБ неоднократно указывало на то, что многие охраняемые объекты являются предприятиями с определенными требованиями к режиму, поэтому безопасность этих объектов полноценно может обеспечить лишь квалифицированная и качественная охрана. Проведя анализ по результатам мониторинга публикаций в СМИ за 2015 год в период, когда охранное сообщество подвергалось нападкам со стороны некомпетентных лиц, удалось выяснить, что в большинстве случаев возмущение критиков вызывали те (якобы охранные) предприятия, которые вовсе не имели лицензии МВД на оказание охранных услуг и, по сути, лишь бездарно имитировали охранную деятельность. Выводы общественности подтверждает МВД. По нашим оценкам данному обстоятельству способствует несовершенство законодательство, когда под видом экономической деятельности (ОКВЭД) в позиции - обеспечение безопасности зарегистрировано около пятидесяти тысяч предприятий. Из них только двадцать три тысячи реально имеют лицензии МВД как частные охранные организации, полномочные выполнять задачи в рамках законодательства о частной охранной деятельности. 

– Предприятия, оказывающие качественные охранные услуги в соответствии с действующим законодательством РФ и производители легитимной продукции средств защиты дорожат своей лицензией и деловой репутацией. Именно поэтому они лишены возможности необоснованно экономить на подготовке квалифицированных сотрудников охраны. А подготовка частных охранников предусматривает знание основ соблюдения режима на объектах, что обеспечивает возможность поставить барьер на распространение контрафактной, в том числе и алкогольной продукции – пояснил исполнительный секретарь КС НСБ России Сергей Хмелёв. 

Положительным примером активного сотрудничества КС НСБ России, Комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами совместно с Межрегиональной общественной организацией «Комитет по борьбе с коррупцией» является работа, проводимая совместно с Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.  

Методологический подход к вопросам общественного контроля в основных сферах деятельности, разработка совместной программы в рамках целой серии мероприятий («Общественный контроль, общественный мониторинг в сфере реализации Концепции обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации»), проводимых под эгидой Комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами, позволяет надеяться, что объекты, находящиеся в юрисдикции Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, находятся под надёжной охраной.  

Данное обстоятельство приобретает особую значимость в условиях, когда доходы организаций от нелегального оборота продукции огромны. Это даже не смотря на тот факт, что контрафакт просто опасен для здоровья. Именно поэтому руководство Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка совместно с Общественной палатой Российской Федерации была создана горячая линия и общественная приёмная по борьбе с контрафактом, куда любой гражданин может сообщить о случаях производства и сбыта нелегальной продукции.  

– По результатам анализа (ревизии) действующего законодательства, а также общественной экспертизы, предлагаемых на федеральном и региональном уровне предложений по разработке и совершенствованию нормативно-правовых актов, закрепляющих требования к обороту алкогольной продукции, можно сделать вывод, что наказание за нарушения не соизмеримы с возможно наносимым ущербом. Это приводит к тому, что нелегальный рынок алкогольной продукции составляет сегодня, по подсчетам экспертов, от 20 до 30% всего рынка сбыта. Поэтому борьба с контрафактом является на сегодняшний день одной из основных задач, стоящих перед обществом, – заявил руководитель Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Игорь Чуян. – Нелегальный рынок большой, а наказание за нелегальную деятельность несоразмерно мягкое. Например, до 1 апреля в рознице необходимо ввести ЕГАИС, но часть организаций не собирается это делать, потому что штраф небольшой. Поэтому необходимо вводить оборотные штрафы, – добавил он. 

– Есть немало механизмов, помогающих осуществлять действенный контроль качества оказания услуг. Поэтому организация совместного участия Комиссии Общественной палаты Российской Федерации, КС НСБ России по проведению контрольных мероприятий совместно с Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка позволит предоставлять общественности более подробную информацию о добросовестных производителях, выводить на чистую воду теневой рынок алкогольной продукции и тем самым интересы потребителей будут защищены,– отметил заместитель председателя Комиссии по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Общественной палаты Российской Федерации Дмитрий Галочкин.

 

Не секрет, что проблема коррупции касается всех слоёв нашего общества, особенно, социальноэкономических аспектов его деятельности. Поэтому роль общественных организаций в противодействии коррупции велика.  

– Государство может называться правовым в том случае, если будет соблюдаться общественный порядок и законность всеми членами общества, – подчеркнула важность соблюдения правовых нормв жизни общества член Общественной палаты Российской Федерации, доцент кафедры Государственного аудита Высшей школы государственного аудита (факультета) МГУ имени М.В.Ломоносова Елена Шапкина. 

– Введение процедуры общественного заверения в значительной степени будет способствовать улучшению работы органов государственной власти как на региональном, так и федеральном уровне, –выразил общее мнение участников форума советник главы РАР по вопросам противодействия коррупции Анатолий Голубев. 

Готова провести контролирующие мероприятия в ряде магазинов и общественная организация «Молодая гвардия». Ее цель – дать понять населению и владельцам магазинов, насколько важна сейчас эта сфера деятельности. Об этом на заседании «круглого стола» сказал руководитель организации в Юго-Восточном административном округе Москвы Артур Мазуев.

Дмитрий Чугунов, Дмитрий Галочкин, Анатолий Голубев 

Первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты по безопасности и взаимодействию с ОНК Дмитрий Чугунов убежден, что всем, кто занимается общественной деятельностью, необходимо сосредоточиться на решении основной задачи: на формировании нового правосознания наших граждан. А для этого следует широко использовать возможности Общественной палаты Российской Федерации.

источник